ЛЮБИТЬ СВОЕ
Так занята, понимаете ли, что никак не успеваю красиво и развернуто написать про антинарциссизм, он же — Счастье. Видимо, это как-то связано. Посему выскажусь пока некрасиво и кратко, дабы не погрузилось.
В нарциссизме же что главное? Неспособность к бытию. К Бытию, да. Когда я все время хочу в другое место, чем я
есть, и в этом смысле — я всегда не там, где надо. И сам я всегда не такой, как хочется. Счастье оказывается недостижимо, как и Бытие, ибо оно, таким образом, все время сдвигается. Я — к нему, оно — от меня.
Нарциссизм, будучи рассмотрен, как тяга к бесконечному самосовершенствованию, представляет собой некий непрерывный процесс движения к Счастью, которое все время отходит в бок. Еще больше кирпичиков, еще круче склон, еще невпупеннее пороги, еще зашибистее женщины, которых смог. Ну, вы поняли, счастья нет как нет. Выход какой тут? Обрести счастливую способность любить свое. А также — любить себя. Что, в общем, одно и то же, если вдуматься. Если я достаточно хорош, я плохого не полюблю, оно мне не надо. Более того, оно, мое которое, — достойно любви по факту выбора.
Еще хочется добавить, что нарциссизм иллюстрирует крайнюю степень различия между кажущимся и реальным счастьем. Поскольку нарциссы всегда крайне озабочены имиджем и производимым впечатлением, они нередко, и даже чаще, чем кто бы то ни было иной, выглядят счастливыми, не являясь таковыми. Выглядят — во всяком случае для наивного наблюдателя. Они профессионалы в деле создавать видимость или вызывать зависть. Порой мне даже кажется, что это может быть своего рода диагностическим критерием: человек, вызывающий восхищение или откровенную зависть — почти наверняка не сильно счастлив. Потому, что счастливым — не до того. Хотите найти счастливых? Ищите в другом месте…
Полина Гавердовская // Возвращение - 2016